Водохранилища

Водохранилища

Громадные плотины водохранилищ перегородили вековой движение, азовских рыб на нерест. Они отрезали фактически все нерестилища белуги, 80 процентов нерестилищ осетра, 50 процентов — севрюги. Сократились площади воспроизводства рыбца, чехони и сельди. Чтобы возобновить сложившийся столетиями водный и солевой обмен между Тёмным и Азовским морями, предложено пару вариантов перекрытия Керченского пролива. Согласно точки зрения экспертов, перекрытие пролива прекратит либо существенно ограничит поступление соленой черноморской воды в Азовское море, а Кубань и Дон опреснят его до оптимальных норм через 5—8 лет. При таких условиях имеется надежды, что через: десять лет после перекрытия пролива в море сформируется добрая кормовая база и вполне возобновятся условия для жизни рыб.
По схеме университета «Гидропроект» имени С. Я- Жука: (г. Москва) главными элементами перекрытия Керченского пролива послужат глухая плотина длиной 2,6 километра, водопропускная цементная плотина длиной 1,7 километра и судоходный шлюз шириной 50 метров. Водообмен между морями будет регулироваться через водопропускную плотину с сорока шестью донными прямоугольными отверстиями размером 14X8 метров, которые будут перекрываться поворотными затворами.

Во время многоводного стока водообмен будет вестись еще и через судоходный шлюз, что является каналом , огражденный струенаправляющими стенками длиной до 250 метров. Поезда и машины между Кавказом и Крымом будут двигаться по плотине, мостовому переходу и эстакаде над шлюзом и водопропускной плотиной.
По проекту Одесского инженерно-строительного университета сокращение водообмена между морями достигается методом устройства в глухой плотине, перекрывающей солидную часть пролива, свободного (нешлюзованного) проводного канала, огражденного струенаправляющими стенками. При уменьшении ширины пролива и повышении длины канала со струенаправляющими стенками за счет трения слоев воды между собой и о стены канала создается естественный, но открытый водообмен между морями. Ширина открытого проходного канала составит 400—500 метров, что обеспечит свободный проход судов и миграцию промысловых рыб. Над плотиной и проходом предусмотрена эстакада на винтовых сваях, загружённых в дно пролива на 30—40 метров. Мостовой переход в канале будет таким, чтобы не мешать прохождению судов длиной 130—150, осадкой 18—21 и шириной 8 метров. Ширина мостового перехода и эстакады разрешит соорудить двухпутное ЖД полотно и дорогу с четырехрядным перемещением. Но многие эксперты видят решение проблемы Азовского моря в сочетании строительства Керченского гидроузла и переброске в бассейн Дона воды из Днепра через совокупность Днепр — Северский Донец, из Оки — в верховья Дона, и вдобавок из Волги — через совокупность Волга — Дон. Сейчас подача 30—50 миллиардов кубов пресной воды в течение 5—6 лет неосуществима, поскольку сток Днепра и Волги и без того уже очень сильно зарегулирован. Такая возможность покажется после подачи в Волгу части стока северных рек, а в Днепр — воды Дуная.
Заботой о будущем Азовского моря проникнуто принятое во второй половине 70-ых годов XX века распоряжение ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по предотвращению загрязнения бассейнов Тёмного и Азовского морей». В нем предусмотрен комплекс мер по поддержанию экологического равновесия на всех территориях, прилегающих к бассейнам морей. Государство ассигнует солидные суммы на постройку очистных сооружений, шламонакопителей, создание безотходных производств, расчистку русел рек.
В акватории Ждановского порта и на прилегающей к нему территории удачно трудятся «портовые дворники» — особые суда нефтемусоросборщики. Сооружает их для многих портов нашей страны Ждановский судоремонтный завод Азовского морского пароходства. «Морские санитары»,
«моречистки» — так еще именуют эти суда, удачно справляющиеся со собственными обязанностями.
Эксперты делают все больше оптимистических заявлений о вероятном успешном финале решения проблемы Азовского моря. Оптимизм этот основывается на том, что качественное состояние его воды за последние годы особенных трансформаций не претерпело, другими словами не отмечено показателей ее ухудшения. В бассейне Азовского моря фактически отсутствуют либо находятся на уровне нормы самые характерные для высокоиндустриальных районов загрязнения — соли тяжелых металлов, пестициды и синтетические поверхностноактивные вещества. Не прослеживается в донных осадках и воде моря хлорфосфорорганических пестицидов. Следы их находят только в Кубани и приустьевых зонах Дона, куда они поступают со сбросами с орошаемых массивов.
Не обращая внимания на мелководность, Азовское море — серьёзная транспортная артерия нашей страны. Морские грузовые линии из азовских портов пролегают не только в государства Средиземноморья, но фактически ко всем континентам мира… Через Азовское море проходит танкерная линия Баку — Сталинград — Ростов — Керчь — страны Средиземного моря. В азовские порты заходят суда под знамёнами многих государств. Море небольшое, и, чтобы имели возможность заходить океанские суда, во всех портах установлены проходные фарватеры, регулярно обновляются подходные каналы, в них поддерживается глубина около 10 метров.
В Жданове находится Азовское морское пароходство — одно из старейших судоходных фирм страны. Оно доставляет около 9 процентов всех грузов, транспортируемых Министерством морфлота СССР. Его главные грузы — каменный уголь, кокс, стройматериалы, металлы, химическая продукция. Перевозятся тут и неповторимые грузы: из Керчи в Жданов огромные баржи со особой термоизоляцией доставляют тёплый железорудный агломерат температурой около 1000 градусов. У причалов порта Жданов швартуются суда Болгарии, Индии, Италии, Франции и многих других государств.
Коллектив Азовского морского пароходства в первой половине 70-ых годов XX века отпраздновал вековой юбилей. В честь столетия и за заслуги в развитии морского транспорта Азовское морское пароходство награждено орденом Трудового Красного Знамени. Сейчас по собственному удельному весу оно занимает пятое место в стране.
И еще об одной из граней Азовского моря. Имеется в курортологии понятие об ультрафиолетовом комфорте. Согласно точки зрения экспертов, на Азовских курортах этот показатель довольно высокий. Иными словами, побывав под лучами солнца на берегу Азовского моря, человек приобретает прочный, прекрасный загар. Но облучение ультрафиолетом не только ценится как добрый загар, оно содействует выработке иммунитета людской организма против многих заболеваний, улучшает питание и кроветворение тканей, неспециализированное состояние, сон и аппетит. Громадную сокровище воображают и целебные грязи Азовского моря. Иловые отложения достигают 1,5—2,7 метра, площадь их распространения — пару десятков квадратных километров. Они отличаются высокой пластичностью, доброй вязкостью, содержат многие лечебные компоненты. На азовском побережье действуют два санатория: «Металлург» и имени Крупской. Тут исцеляются больные с заболеванием опорно-двигательного аппарата, периферической нервной совокупности, и вдобавок дети, больные костно-суставным туберкулезом. От Белосарайской до Кривой косы вдоль берега моря находятся бессчётные пансионаты, пионерские лагеря, туристские базы.